Требования к качеству печатной продукции продолжают возрастать. Несмотря на то, что 70% работ, передаваемых заказчиком в типографию, по-прежнему печатаются стандартной триадой, всё больше и больше запросов приходит на печать многокрасочной продукции.
Для нас, как ведущего производителя полиграфической продукции, большое значение имеет точное воспроизведение цвета, заданного заказчиком. Например, на упаковке и этикетках при повторяющихся тиражах цветовые оттенки должны совпадать абсолютно, и отклонение недопустимо. Проблема однозначности цвета продукта во всем мире решена путем использования дополнительных красок, и однозначным лидером этого процесса является компания Pantone, предложившая не только стандартизировать библиотеки дополнительных красок, но и, самое главное, способ их получения в промышленных условиях: любой цвет каталога Pantone Formula Guide получается как смесь базовых 11 образцов плюс «прозрачные белила».
Обычно типография не занимается созданием дополнительных красок сама, а передает заказ поставщику красок, у которого установлена станция смешения, и получает обратно банку уже готовой краски с проверенными цветовыми характеристиками. Однако существуют проекты, с которыми не получится справиться даже Pantone со всем ее огромным набором цветов.
Яркий пример этого – наши постоянные заказчики, производители лакокрасочной продукции, установили верхнюю планку. Им необходимо бескомпромиссное качество воспроизведения цвета в каталогах, веерах и рекламных стендах, ведь покупатели выбирают цвет будущего интерьера именно по образцам печатной продукции, а не открывают банки с краской и не наносят ее на нужную поверхность! Сложность для нас, полиграфистов, заключалась в том, что практически ни один из оттенков не совпадал с образцами из каталогов Pantone, хоть чуть-чуть, да не то. А вот «чуть-чуть» в данном случае – это много. Фирмы-поставщики красок были готовы взяться за создание полностью заказных красок, но у них есть минимум поставки. Нам же требовались буквально сотни граммов необычных красок, но в большом ассортименте, и мы решились на создание собственной колористической лаборатории, которая поможет и решить задачу, поставленную заказчиком, и окажется экономически эффективной как для нас, так и для клиента.
Лабораторию красок условно можно разделить на два подразделения – отдел по подбору рецептуры и производственный, где, собственно, и происходит смешение красок. Для изготовления краски в производственной части установили скоростные миксеры красок и высокоточные, до 0,001 грамма, лабораторные весы.
Нашли даже чудом сохранившиеся, высочайшего качества, еще советские эталоны веса. Но самая технологичная часть процесса – разработка рецептуры, контроль качества полученной краски, – требующая высокой квалификации сотрудников, осуществляется в отделе рецептуры – вот где самый хай-тек!
Начинается все с разработки рецептуры, для этого используется специализированное оборудование: спектрофотометр Spectrolino фирмы GretagMacbeth, который подключен к компьютеру, оснащенному программным обеспечением Color Quality и Ink Formulation.
Производитель предоставляет нам образцы, которые необходимо воспроизвести в печатной продукции, по нескольку экземпляров каждого вида, дабы избежать ошибки. С помощью спектрофотометра осуществляется замер образцов, используя как УФ, так и поляризационные фильтры, в зависимости от вида образца, анализ измерений, отсев очевидно ошибочных (например, на субстрате оказалось пятно при нанесении) и усреднение полученных результатов.
Следующим шагом создается библиотека базовых цветов – какие краски у нас уже есть в наличии, из которых будет создаваться смесь-имитатор, и ПО производит первичный расчет рецептуры. Затем создается первый выкрас. Используя специализированный станок, имитирующий раскатную и накатную систему валов реальной печатной машины (причем, даже с учетом давления в печатной паре), мы получаем самый настоящий оттиск – плашку будущего цвета и сразу на тиражной бумаге! После установленного времени высыхания производится контрольный замер, его результат сравнивается с эталоном, и в рецептуру вносятся изменения. Таких циклов коррекций будет столько, сколько потребуется для получения нужной точности. Результат всего этого процесса передается заказчику на утверждение, после чего технологи уже создадут столько краски, сколько нужно для выполнения заказов.
Но и это еще не всё! Даже если после печати тиражей остаются остатки «необычных» красок, они отправляются на склад, их колористические значения – в нашу библиотеку, и в дальнейшем они могут использоваться как базовые(!), повторно, позволяя таким образом как минимизировать наши собственные затраты, так и снизить стоимость производства такой эксклюзивной продукции для наших клиентов!